Планировка и особенности проекта
Объект — здание фильтровальной станции в центре Костромы, являющееся объектом культурного наследия. Помещение, в котором предполагалась реконструкция перекрытия, предназначено под ресторан и имеет внушительные габариты — 12×12 м. Столь большой пролет, архитектурные ограничения и требования Министерства культуры России исключили возможность использования тяжёлых классических конструкций. Решение нашлось в технологии кессонных перекрытий МАРКО, основанной на тонкостенных стыкуемых балках МАРКО-УНИВЕРСАЛ.
Технология монтажа и выбор перекрытий
Идея кессонного перекрытия с перекрестной стыковкой балок появилась ещё в 2013 году, но своё первое практическое применение получила спустя 10 лет — благодаря инициативе главного конструктора Дмитрия Хлимаановича. Разработка проекта потребовала:
-
Тщательной проработки конструкции (36 листов чертежей и расчётов);
-
Особого внимания к местам опирания балок и организации штроб;
-
Повышенной ответственности, так как это был первый в стране объект такого типа.
Для создания кессонов применялась перпендикулярная стыковка балок, обеспечивающая жёсткую сетку. Использовались балки длиной более 12 метров с массой до 140 кг, усиленные значительным количеством арматурных хомутов.
Особенности конструкции и технические решения
-
Культурное наследие
Проект согласован с Минкультом и прошёл историко-культурную экспертизу. При этом учитывалось наличие клинчатых кирпичных перемычек, требующих разгрузки. -
Фиксация фронтонов
Для предотвращения возможного обрушения фронтонов над окнами применены временные металлические распорки, компенсирующие ослабление кладки в зоне штроб. -
Монолитный пояс
Выполнен по периметру перекрытия и работает как перемычка и связующий пояс. -
Встроенные ригели
Промежуточные несущие элементы между основными балками формируют дополнительные жёсткости — аналог распределительных рёбер в системах TERIVA. -
Доборные плиты из пенопласта
Применены для достижения расчётной толщины плиты (350 мм) без увеличения веса перекрытия.
Этапы монтажа
-
Инженерная подготовка: проектирование, согласование, доставка комплектующих;
-
Штробление и армирование стен: обеспечение связи перекрытия со стенами;
-
Монтаж балок: с применением автокрана;
-
Установка блоков и доборных плит;
-
Армирование: включая ригели и стыковочные элементы;
-
Удаление снега: с помощью газовых горелок;
-
Бетонирование: с применением виброрейки и маяков.
Итоги проекта
-
Перекрыт пролет 12 м без применения тяжёлых стальных конструкций;
-
Создана жесткая бетонная мембрана, связывающая стены между собой;
-
Получено качественное основание пола;
-
Надёжно реализованы перемычки над оконными проёмами;
-
Перекрытие успешно пережило зиму без дополнительной защиты;
-
Закладка новой технологии в реставрации исторических объектов.
Первый в России опыт устройства кессонного перекрытия на балках МАРКО реализован в Костроме. Этот проект стал отправной точкой в развитии новой конструкции для сложных архитектурных и исторических объектов. Уверены, что у этой технологии — большое будущее.